- Музыкальный руководитель МДОУ "Центр развития ребенка детский сад №134 - "Жемчужинка""
- Образование: Саратовский государственный педагогический институт 1975 год.
- Специальность: музыка и пение.
- Стаж педагогической работы 38 лет.
- Стаж в МДОУ 30 лет.
- Первая квалификационная категория по должности музыкальный руководитель 2009 год.
- Курсы повышения квалификации в ЧРИО 2010 год.
- Награждена грамотой начальника управления образованием администрации г.Чебоксары 2010 год.
Мы любим музыку
(Развлечение)
(Звучит «хрустальная музыка» шкатулки муз. «Музыкальная шкатулка» Майкапара, Свиридова. Дети вбегают и становятся полукругом.)
Королева музыки: Зовут все Музыкой меня. И к вам сейчас явилась я.
Взгляните вы на мой наряд – на платье целый звукоряд.
И есть значки различные, и даже ключ скрипичный.
Я принесла вам шкатулку в подарок.
Ведущая: Как нам славно угодили, что шкатулку подарили.
Не простую - музыкальную. То весёлую, то печальную.
Но шкатулочка упрямится. Просто так не открывается.
Её нужно попросить – нежной песней угодить.
(песня «Из чего наш мир состоит» муз.Б.Савельева )
Ведущая: Чудесно спели вы, ребята, песню. Открылась наша шкатулочка.
Звучит «Мазурка» П.Чайковского
(под веселую музыку появляются 7 нот)
До Мы звуки музыкальные, нас нотами зовут.
А кто как называется мы вам расскажем тут.
Я – до.
Ре Я – ре.
Нужны мы композитору, он нами управляет.
Он превратит нас в музыку, в какую пожелает:
МИ. В тихую, напевную,
ФА В грустную, плачевную,
СОЛЬ. В звонкую, весёлую,
ЛЯ. В маршеобразную.
СИ. Создает он музыку всякую, разную.
Королева
Музыки. Своё искусство, ноты, ребятам покажите.
И песенку о музыке всем детям подарите.
( «Песенка про лесенку» Ю.Слонова)
Королева
Музыки. Без музыки, без музыки, нельзя прожить никак.
И в вальсе не покружишься, и маршем не пройдёшь,
И песенку весёлую на праздник не споёшь.
МИ. Пусть музыка всё наполняет вокруг,
Да здравствует музыка – солнечный друг!
( Танец нот – «Вальс» В.Моцарта. По окончании танца падают на пол)
Ведущая. Что такое? Что за чудо? Это ноты! А откуда?
Как будто разорвали нотную тетрадь.
И ноты разбросали. Их надо собирать.
( игра « Ловишки» музыка Й.Гайдна.
Ноты собираются в одно место.)
ФА Вам приходилось нас раньше встречать. Вы можете нас называть, различать?
ЛЯ. Чтоб мы, как по лесенке, вверх поднимались
И словом одним вместе все назывались.
Ведущая. Назовите это слово ( гамма ). Теперь расставьте нас.
СИ. Чтоб всюду ноты – точки размещались по местам. Пять линеек нотной строчки называют…….( нотный стан )
СОЛЬ. Завитой красивый знак нарисовали мы вот так.
Он велик и всемогущ. Это наш…………..( скрипичный ключ. )
СКРИПИЧНЫЙ
Ключ. Ноты встали по местам. Ребята, гамму спойте нам.
( песня «Нотки» Л.Эйлазовой)
Вед. Спели верно, всё в порядке. Продолжим отгадывать загадки.
Королева
Музыки Здесь сейчас раздастся музыка. Вам понравится она.
Покажите – эта музыка весела или грустна?
(На деревья вешают листочки. Отвечают. 40 симфония В.А.Моцарта, фрагмент)
Ведущая: Послушайте, какое настроение у этой музыки?
(«Осенняя песенка» П.Чайковского)
(Вешают листочки грустного настроения)
(«Менуэт» Л.Боккерини)
Королева
музыки. Кто – то в гости к нам идёт. Музыка его зовёт.
Брат Мажор. Друзья, представиться спешу, знакомству очень рад!
Зовут меня все брат Мажор. Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу улыбку, шутку, смех,
И если дружен ты со мной, то ждёт тебя успех!
Королева («Первая утрата» Р.Шумана)
Музыки. Снова музыка звучит – гость нежданный к нам спешит.
И мелодия другая. Вы скажите нам, какая? ( отвечают) Правильно.
Брат Минор. Это грустная музыка. В ней мы слышим печаль.
И смеяться не хочется, и чего – то всё жаль.
Минором я зовусь, друзья, и вот что вам скажу:
С Мажором мне не по пути, я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слёзы лить. И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим, о чём не знаю сам!
Королева
Музыки Дети, поздоровайтесь с братом Мажором и с братом Минором. Но так,
чтобы не обидеть ни того, ни другого.
Ведущий. Пропойте слово «Здравствуйте» на мажорный лад и минорный. (поют)
Мажор. Какие воспитанные дети!
Минор. Какие культурные дети!
Мажор. Песни петь любите.
Минор. А сочинять вы их умеете?
Ведущий. Мы попробуем. А какую бы вы хотели услышать песню?
Минор. Мне бы что – нибудь грустное. Ну вот, к примеру.
Мелкий дождь идёт с утра
Загрустила детвора
Ведущий. Ребята, послушайте любимые аккорды брата Минора.
А теперь попробуйте сочинить грустную песенку.
(1 – 2 ребёнка напевают грустную песенку.)
Вы довольны, брат Минор?
Минор. Молодцы! Уважили меня!
Ведущий. Брат Минор, мы можем рассказать тебе о жанрах. Ребята, какие жанры музыки вы знаете? ( отвечают).А кто эти первичные жанры (песня, танец ,марш) назвал «Три кита»? на которых развивалось музыкальное искусство. ( ответы).
Мы сейчас тебе станцуем танец, который называется «Полька»
(«Итальянская полька» С.Рахманинова)
Мажор. А мне сочините что – нибудь радостное, светлое. Например:
Солнце ярко светит – весело всем детям!
Ведущий. А сейчас послушайте любимые аккорды брата Мажора.
(несколько аккордов мажорных. Дети сочиняют весёлую песню и поют.)
Ведущий. Нужно выложить ритм песни. Кто пойдет выполнять задание?
(выкладывают ритм)
Правильно. Спасибо вам большое.
Ведущий. Смотрите, смотрите! Фальшивая нота! (чёрного цвета)
Наверно, неправильно песню пел кто – то.
Фальшивая
Нота. Я – нота фальшивая, грязная, вшивая.
Я вся дребезжащая, плохо звучащая.
Я дерзкая, резкая, крикообразная.
В общем считают меня безобразной.
Фея – пауза. Фальшивая нота? Ты здесь, Безобразница?
Ребята, быстрей помогите с ней справиться!
Весёлую иль грустную песни чисто пойте всегда.
Фальшивая нота исчезнет тогда.
(песня «Улыбка» В.Шаинского)
Фальшивая
Нота. Ой, ой, ой! Плохо мне! Не любят здесь меня! (убегает)
Фея – пауза. С собою инструменты на праздник я несла,
Да в сложных их названиях запуталась сама.
Вы память напрягите, что звучит определите, инструменты назовите.
(игра «Определи инструмент по звучанию, найди его и назови.» )
Музыканты, выходите и гостей повеселите!
(«Рондо из сонаты №11 В.А.Моцарта.» - оркестр)
Фея – пауза. В оркестре, главное, что все музыканты играют вместе, в лад, слушая друг друга и дирижёра.
(Игра «Оркестр» «Детская полька» М.Глинки.)
Вед. Музыка всегда чарует, сердце радостно волнует.
Мир звуков сопровождает. Слух приятно услаждает.
Королева
Музыки. Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки 7 нот.
На земле для нашей радости пусть вечно музыка живёт!
Вед. Вот настал момент прощанья. Была краткой наша встреча.
Говорим мы « До свиданья». До счастливых новых встреч!
(«Музыкальный момент» Ф.Шуберта)
Рекомендации родителям по оформлению музыкальной предметно-развивающей среды для ребенка.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?
Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.
В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.
Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!
Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».
Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст.Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.
"В мире музыки"
Доминантное занятие по развитию музыкальности
Ход занятия:
Педагог: (дети входят в зал) Ребята, сегодня у нас большая радость! Нам прислали приглашение. Что же написано в приглашении?( читает)Приходите в гости.Адрес прежний: Музей искусств. Карандашкин и Заяц – музыкант.
Педагог: Пойдём в гости?(Отвечают, проходят по залу).Посмотрите, сколько вокруг желающих посетить музей. Давайте поприветствуем друг друга и посетителей музея. Пожелаем всем «Доброе утро!» и пожмём друг другу руки. Споём песенку ласково и нежно. Пусть будет всем хорошо от нашей доброты.
(Песня – приветствие «Доброе утро»)
Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я маленький музейный художник. Сегодня мы с вами отправимся в мой любимый зал музея «Зал сокровищ».Вы знаете, что такое сокровища? Это самые ценные, редкостные красивые и любимые вещи – музейные экспонаты. В моём «Зале сокровищ» много таких предметов: книги, картины, игрушки, отдельные рисунки.
Этими сокровищами я очень дорожу. А вы, мои друзья, тоже стали для меня такими же любимыми и дорогими. Значит, вы тоже мои сокровища!
(В.Моцарт «Менуэт»)
Педагог: Какая чудесная музыка! Язык музыкальных звуков – это настоящее сокровище.
Карандашкин: Но музыку можно не только слушать, но и рисовать. Смотрите, сколько разных картин в этом зале. Они написаны знаменитыми художниками. Художники рассказывают в своих произведениях о природе, о людях, животных, птицах, сценках из жизни, то есть о том, что их окружает и волнует. Посмотрите на эту картину. Она называется «Золотая осень» художника И.Левитана. Скажите, пожалуйста:
1.Что изобразил художник на картине? (лес).
2.Почему он красивый? (листья жёлтого, красного цвета. Они переливаются на солнце.).
3.Какое чувство вызывает картина? (любуешься красотой золотой осени.)
Муз.рук. Карандашкин, можно я тебе помогу?
4.Какая песня выражает такое же настроение? («Падают листья»). Послушайте, пожалуйста.(слушают в исполнении педагога.)
5.Какая она по настроению?(ласковая, спокойная, чуть грустная.)
Правильно, музыка спокойная, светлая, мягкая, нежная, задумчивая.
Вот и ваши рисунки передают такой же характер музыки.
Муз.рук. Песня «Падают листья» - вокальное произведение. Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка. Прежде чем сыграть новую пьесу. Я вам расскажу о П.И.Чайковском – великом русском композиторе, создавшем музыкальные произведения, известные во всём мире. Его оперы, балеты, симфонии, концерты знают и любят люди разных стран. Чайковский умел передавать через музыку переживания, чувства человека. Она проста, красива, легко запоминаема. Для детей он написал 2 балета – «Щелкунчик», «Спящая красавица», Детский альбом и др. В сборнике «Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году – 12. И каждая имеет название определённого месяца.
Послушайте пьесу «Октябрь» - «Осенняя песенка» П.И.Чайковского и скажите:
- Какое настроение передаёт эта музыка? (музыка грустная, печальная, унылая, жалобная). Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. А в середине немного взволнованная, беспокойная.(исполняет 5-6 такты). Но потом опять печальная, поникшая, слышны как –бы вздохи в мелодии.
- Какая картина осени изображена в музыке? (поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.)
Да, в музыке можно услышать порывы ветра (5-6 такты) и как падают листья (7-8 такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно,уныло..И стихотворение «Осень наступила» А, Плещеева тоже передаёт это настроение.
Муз.рук. Мне бы хотелось, чтобы под эту музыку вы придумали танец.(фрагмент «Осенней песни» общаются, думают, танцуют)
Карандашкин. Сейчас вы отправитесь в следующий зал – «Зал случайных встреч».Вас встретит там Заяц – музыкант. А я прощаюсь с вами. До свидания.
Педагог. А поможет нам попасть в следующий зал марш (дети маршируют. Подходят к экспонатам).Вот и зал, а где же его хранитель Заяц – музыкант? (замечает письмо).Тут от него послание:
Приветствую Вас, ребята!
Я Заяц – музыкант, задержался в пути.
В зал музыкальный войдите одни
И чтобы не скучно было сейчас,
Занятные игры придумал для вас.
Они находятся в музыкальном сундучке. А чтобы открыть его, нужно отгадать музыкальные загадки.
Звуки выстроились в ряд,
Получился………..(звукоряд)
Дружбу звуков, говорят,
Называют словом…….(лад)
Светлый мир просторный
Открыл нам лад……(мажорный)
Мир, в сумрак погруженный
Открыл нам лад………(минорный)
Вот и открылся наш сундучок. Что же в нём спрятано? Кто же это?
(Брат Мажор и брат Минор)
Муз. рук. Правильно. Это брат Мажор и брат Минор. Они важные гости. Вот сейчас мы распоемся и споем одну песню для Мажора, а другую для Минора.
Колокольчики звенят,
Всех ребяток веселят.
Слышен звон со всех сторон
Динь – дан – дон.
Колокольчики грустят
Не приветствуют ребят.
Грусть звучит со всех сторон
Динь – дан – дон.
Вот какие разные характеры у наших братьев. Ребята, послушайте. как звучат колокольчики. Какие по высоте звуки вы услышали?( средний, высокий, низкий). А теперь выложите кружочками эти звуки на разной высоте (проигрываю, ребёнок выкладывает).
Педагог. В сундучке волшебном ещё что – то есть. (достают). Нотка!
Перевернём нотку и прочитаем, что нам хотел сообщить Заяц – музыкант.
Он нас просит спеть мелодию попевки «Андрей – воробей» со словами и отхлопать в ладоши ритм. Сыграть мелодию на металлофоне.
Муз.рук. Кто хочет играть на металлофоне? Приготовились. Настроились. (поют)
(Попевка «Андрей – воробей»)
Педагог. Ребята, а вы знаете, как называются нотки? (знаем, мы знаем песню о нотках.)
Муз.рук. Очень хорошо. Но сначала правильно скажем слова «воробышка гнездо», пропоём правильно ритмически, кричит, вновь. Молодцы! Поём четко проговаривая слова, хорошо открывая рот, берём вовремя дыхание.
(песня «Звуки музыки» Р.Роджерса)
Педагог. В волшебном сундучке ещё что – то лежит. Скрипичный ключ. На нём написано: В моём зале много обитателей. Какие из музыкальных инструментов вы узнали? (отвечают) Возьмите музыкальные инструменты и изобразите игру на этих музыкальных инструментах.
(песня «У каждого свой музыкальный инструмент» эст. нар. музыка)
Муз.рук. Ребята, скрипичный ключ не простой, а волшебный. Кто его возьмёт в руки,у того в голове зазвучит мелодия и останется только её пропеть. Попробуйте сами.
Заяц – музыкант. Здравствуйте, ребята! Я вернулся из путешествия и привёз вам ещё музыкальные инструменты.
Педагог. С этими музыкальными инструментами мы пройдём в «Зал отдыха» и повеселимся. Идем спокойным шагом, не торопясь.
(танец «Полька» М.Глинки)
Муз.рук. Вот и закончилась наша встреча с музыкой. Вы чувствуете музыку, умеете понимать и передавать её настроение. В память о встрече с музыкой Заяц – музыкант вам хочет подарить символ музыки – скрипичный ключ. А вы на следующей встрече порадуете его новыми песнями. До свидания.
Памятка для родителей
Чтобы Ваш ребенок был радостным, общительным, научился думать, размышлять, легко вступал в беседу, говорил грамотно, предлагаю ряд рекомендаций:
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
- Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?"